БОС - терапия — это метод, помогающий вашему ребенку научиться контролировать различные части своего тела, которые обычно не считаются находящимися под сознательным контролем.

Цель БОС-терапии — помочь вашему ребенку лучше понять, как работает его организм и как его контролировать более здоровыми способами, избавляясь от недугов.

БОС-терапия — это возможность добиться лучшего результата за более короткий срок. Возможность ребенку понять какие процессы и что именно происходит в его организме. Любая боль, негативная эмоция или стресс выражаются в изменении физиологии (КГР, плетизма, дыхание, энцефалограмма). Путём изменения (контроля) своей физиологии можно успокоить боль, снизить уровень стресса и проявления негативных эмоций.

 

Головной мозг человека имеет возможность изменять параметры своей активности благодаря очень интересному своему свойству — нейропластичности.

Эти изменения деятельности головного мозга и нервной системы по восстановлению своих функций посредством качественных и количественных  перестроек возможны под воздействием опыта. Этим объясняется их способность восстанавливать утраченные связи после определенных повреждений (человек может вновь научиться ходить, говорить после перенесенного инсульта и различных физических травм). Мозг человека может изменяться не только под воздействием повреждений. Другие проявления нейропластичности связаны уже непосредственно с развитием мозга, точнее с механизмами, ответственными за память, обучение и другие процессы.

 

 

Метод БОС-терапии.

Метод БОС-терапии и использует нейропластичность для достижения абсолютно сбалансированной, осознанно регулируемой человеком мозговой деятельности. Физиологическая основа этого метода – исключительная пластичность головного мозга, процедурная основа – условнорефлекторное обучение или обуславливание. Применение этих уникальных методов дает замечательные  результаты как при лечении многих хронических болезней, клинических синдромов и симптомов,  так и при работе с практически здоровыми людьми, для уменьшения уровня тревожности, стресса, фобий и страхов и т.д.

Мозг сохраняет пластичность на протяжении всей жизни, но именно в раннем возрасте она максимальна.

 

Структура головного мозга в большей степени формируется в первые годы жизни, чем в любой другой период. Сегодня мы знаем, что подростковый возраст является столь же значительным периодом для реорганизации структуры головного мозга и нейропластичности. Нейропластичность головного мозга повышается в подростковый период и сохраняется на этом относительно высоком уровне до наступления уже зрелого возраста. Головной мозг взрослого человека, безусловно, не так способен к изменениям, как мозг подростка, но меньшая способность мозга к  нейропластичности не означает полное отсутствие таковой!

В детском  возрасте головной мозг отличается особенной чувствительностью к воздействию окружающей среды. В этот период ребенок интенсивно и легко обучается. Для развивающегося головного мозга приобретение знаний и навыков является основным и совершенно естественным процессом.

 

Исходя из вышеизложенного можно сделать однозначный вывод, что БОС-терапия наиболее эффективна в детском возрасте. Ее суть заключается в обучении мозга новым способам работы, позволяющим реагировать на предлагаемые ситуации непривычным, но желательным для ребенка или подростка образом.

Что такое БОС-терапия?

Биологическая обратная связь (БОС) – это «физиологическое зеркало», которое дает ребенку возможность  увидеть и управлять многими своими физиологическими функциями.

БОС-терапевт учит вашего ребенка переводить бессознательную регуляцию внутренних процессов в сферу абсолютно сознательного. Используя наиболее оптимальные для каждого ребенка в отдельности тренинги,

БОС-терапия позволяет ребенку научиться управлять собственным дыханием, пульсом, артериальным давлением, мышечной активностью, эмоциями и даже собственными страхами. 

БОС-терапия — это метод, который поможет ребенку научиться контролировать различные части своего тела, которые обычно не считаются находящимися под сознательным контролем.

БОС-терапия для детей направлена на:

·       коррекцию нарушений внимания у детей,  улучшение концентрации и распределения внимания и переключаемости

·       улучшение когнитивных функций (память, внимание, мышление)

·       улучшение кратко-срочной и долгосрочной видов памяти

·       развитие самоконтроля и усидчивости

·       улучшение восприятия

·       нормализацию функционального состояния нервной системы

·       повышение стрессоустойчивости

·       снижение эмоциональной напряжённости

·       снижение уровня тревожности

·       повышение уровня самоорганизации

·       снижение отрицательного эмоционального фона и приобретение навыков  

      расслабления

·       подавление избыточной вегетативной активности в ответ на внешние

      раздражители

 

·       обучение навыкам мышечного и общего эмоционально-психического   расслабления

Проведение БОС-тренингов с детьми рекомендуется если у ребенка:

·       плохая адаптация в саду или школе

·       нарушение внимания

·       нарушение засыпания и сна

·       обильные страхи, тревога

·       ночной энурез

·       капризность, раздражительность

·       тревожно-депрессивные расстройства

·       тики и заикание

·       головные боли

·       врачи диагностируют вегето-сосудистую дистонию или другие психосоматические заболевания (нейродермит, бронхиальную астму)

·       родители желают с профилактической целью укрепить вегетативную нервную систему.

Цель БОС-терапии — помочь вашему ребенку лучше понять, как работает его организм и как его контролировать более здоровыми способами, избавляясь от недугов. 

 

Преимущество БОС-терапии состоит в том, что она неспецифична в отношении диагноза, т.е. позволяет работать не с отдельными заболеваниями, а с основными типами дисфункций регуляторных систем организма — нервной (центральная, периферическая, вегетативная), иммунной и гуморальной. Следствием этого является возможность коррекции БОС-терапией практически любого неинфекционного и нехирургического расстройства.

Оборудование для БОС-терапии.

Оборудование для БОС-терапии — это специальное медицинское оборудование: аппаратно–компьютерные комплексы для функционального биоуправления, с множеством сенсорных биопараметрических датчиков и специализированным программным обеспечением. Биопараметрические датчики, закрепленные на определенных участках тела, регистрируют частоту пульса и дыхания, мозговые сигналы и при необходимости биоэлектрическую активность мышц. Информация о работе сердечно-сосудистой, двигательной, центральной и вегетативной нервной систем в нормальном состоянии и при имеющихся отклонениях поступает в режиме реального времени. Полученные сигналы регистрируются специальным оборудованием, и в дальнейшем с помощью специального программного обеспечения в абсолютно простой, понятной и доступной  детям форме — в виде изображения или звука — выводятся  на монитор.

 

Происходит воздействие с помощью определенных изображений, музыки и других аудио/видео раздражителей. Прикрепленные к телу ребенка биопараметрические датчики фиксируют изменения физиологических показателей в ответ на эти раздражения. Это дает нам большее понимание  процессов, происходящих в организме ребенка и позволяет осуществлять его добровольный контроль: сначала мы учим ребенка управлять внешними сигналами и, в конце концов благодаря этому, научим ребенка распознавать, правильно интерпретировать и использовать внутренние сигналы, запоминая и контролируя свое состояние.

Как проходит БОС-терапия с детьми?

Работа с ребенком проходит в форме игры и состоит из просмотра специально подобранного в каждом конкретном случае, учитывая индивидуальные особенности ребенка видеоизображения или мультфильма и выполнения на его основе заданий. Этот метод так прост, что абсолютно доступен для детей уже с 5-летнего возраста.

 

Процедура БОС-терапии абсолютно безболезненна и не имеет побочных эффектов, биопараметрические датчики , прикрепленные к телу ребенка только снимают показания, не воздействуя на организм ребенка. Игровая форма подачи поддерживает живой интерес детей к участию в БОС-терапии и способствует естественному развитию навыков. Дети овладевают умением уравновешивать свои эмоциональные перепады, идентифицировать свои эмоции и воспринимать психологическую информацию значительно быстрее детей к которым не применялись методы биологической обратной связи.

Ребенок находится в удобном кресле и на его тело, а также на голову прикрепляются специальные биопараметрические датчики, которые регистрируют активность головного мозга и различные другие физиологические показатели. Эти данные обрабатываются специальной компьютерной программой и предоставляются ребенку в виде визуальных и звуковых сигналов. На экране монитора, ребенок может наблюдать, как изменяются его физиологические процессы изображенные картинками. С помощью специалиста по БОС-терапии ребенок учится управлять своими функциями своего организма.

 

Для достижения определенных целей, некоторые ритмы головного мозга ребенка необходимо увеличить, а другие – ослабить. Поэтому в заданиях, которые ребенок выполняет, поведение различных персонажей может меняться в зависимости от того, насколько результативно ребенок подкрепляет или подавляет регистрируемые датчиками ритмы головного мозга. Именно игровой мотив и азарт ребенка является самым главным, ключевым фактором, заставляющим мозг ребенка менять характер работы в сторону стабильных состояний (чтобы машинка продолжала движение и не останавливалась, мамонтенок продолжал свой путь, а цветущие луга не становились серыми). Мозг ребенка в процессе этого адаптируется к новым способам своей работы, опираясь для этого на сигналы обратной связи. По своей сути процесс Бос-терапии для детей очень похож на игру в «близко-далеко»: если регулярно сообщать ребенку, насколько близко он приблизился к намеченной цели, то очень скоро, конечно не без набитых «шишек», он найдет «сокровища пиратов».

В зависимости от  проблем и индивидуальных особенностей ребенка специалист выделяет те области мозга, на которые будет нацелена основная работа и программа БОС-терапии, при этом главным действующим лицом в этом сложном процессе является безусловно сам ребенок.

БОС-терапия поддерживает равновесие между двумя полушариями головного мозга, а также между нервной и иммунной системами, тем самым влияя на физические, эмоциональные, интеллектуальные процессы, обеспечивая оптимальное использование всех возможностей ребенка.

Гиперактивность или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) представляет собой серьезную проблему, являясь наиболее распространенным нарушением поведения у детей и подростков. Именно поэтому основная задача БОС-терапии для детей это: повышение внимания, улучшение памяти и усиление интеллекта

Второй распространенной проблемой детей и подростков является ночной и дневной энурез.

Перед началом работы по методике БОС-терапии прежде всего необходимо убедиться, что у ребенка с такой проблемой отсутствуют какие либо признаки воспаления или нарушения со стороны мочевыделительной системы (нужно сделать соответствующие анализ и провести необходимое обследование по назначению нефролога или уролога). Если мочеполовая система у ребенка не имеет патологии, то можно сделать определенный вывод, что нарушается передача мозгу информации о переполненности мочевого пузыря, то есть имеет место частичная незрелость центральной нервной системы.

Появление в семье или новорожденного ребенка вполне может привести к проблемам с недержанием у старших детей. При этом старший ребенок вдруг разучивается контролировать мочеиспускание в виде осознанного или неосознанного протеста против кажущегося дефицита внимания, любви и ласки со стороны родителей, полностью занятых, в первую очередь, новорожденным. Подобная же ситуация очень часто встречается когда ребенок переходит в другую школу или в другой незнакомый детский сад или вся семья переезжает на новое место жительства.

Излишняя строгость родителей или опекунов и физические наказания, равно как и ссоры между родителями и безусловно развод также могут привести к возникновению проблемы у ребенка.

Как правило, первые  результаты после начала БОС-терапии появляются после десятого дня работы. Длительность работы с конкретным ребенком обычно зависит от типа СНВГ и от наличия сопутствующих этому различных расстройств.

Для гиперактивных детей как правило требуется гораздо больше дней работы, чем для детей без гиперактивности.  Для работы с гиперактивными детьми в первую очередь необходимо провести  специальные занятия, направленные на обучение ребенка правильному дыхание и расслаблению.

Отсутствие побочных эффектов и реакций делает БОС-терапию (биологическую обратную связь) очень эффективной в работе с детьми и подростками. Для продуктивного  лечения методикой биологической обратной связи необходим очень важный фактор, связанный конкретно с вашим ребенком – мотивация, то есть его самое непосредственное активное желание выздороветь. Однако полезный результат требует времени и усилий, для того чтобы улучшения и достижения были достигнуты. Если ваш ребенок не хочет выполнять инструкции БОС-терапевта и поставленные задачи, то даже при наличии всех остальных выполненных условий результата не будет. Таким образом, уровень  мотивации ребенка является ключом к успеху БОС-терапии, а также желанием активно участвовать в режиме лечения. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен психологической установкой на выздоровление и над этим надо внимательно работать не только БОС-терапевту во время сеансов, но и самим родителям.

БОС-терапия строго индивидуальна, дозирована и контролируется БОС-терапевтом в ходе каждого сеанса на протяжении всего коррекционного курса.