Применение эбру-терапии в системе образования.

Методы арт – терапии, широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образованиядля коррекции психологического состояния человека.Упражнений и техник арт - терапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало.Все арт - терапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я».

 

В настоящее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с тем, что данные технологии предоставляют огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества.Эти работы помогают определить и выразить аффективное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающими людьми.Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.[1]

Эбру – терапия - рисование на воде – метод, стремительно набирающий свою популярность у нас в России.

Искусство живописи на воде, древнейший вид народного искусства, развивавшийся на протяжении столетий, и имеет восточные корни.Еще совсем недавно этот прекрасный вид искусства был под угрозой исчезновения. Технология могла быть утеряна, мастерство забыто, и нам бы оставалось лишь наслаждаться шедеврами прошлого, пытаясь понять, каким непостижимым образом они были созданы.

Рисуя  на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, выбирая понравившиеся  цвета и нанося их на воду, человек следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор-это изображение, которое  таит  ваша душа.Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.На словах звучит очень  просто, но  то, что происходит, многие называют волшебством.

 

Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а также один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Тайна эбру заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно.

Необычность и новизна для большинства россиян искусства эбру создаёт устойчивый интерес, активизируя непроизвольное внимание наблюдателя или самого исполнителя (особенно того, кто сталкивается с техникой эбру впервые). Такой эффект позволяет создать естественную основу для формирования и развития произвольного внимания как центральной функции внутреннего самоконтроля.

Ещё одна особенность эбру состоит в том, что результат работы предугадать очень сложно, особенно детям и начинающим художникам, что вызывает дополнительный интерес. Кроме того, в эбру нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно - реабилитационной практики.[5]

 

Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа, созданного в технике эбру. На начальном этапе рисования,  краска в виде капель наносится одним или несколькими слоями на водный раствор и расплывается в круги. Затем с помощью заостренных палочек или гребня, выводим различные формы или изображения.Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы.Наблюдение за расплывающимися разноцветными пятнами и плавными изгибами линий на поверхности воды создаёт седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения.Вместе с тем возможность создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей и взрослых, повышает их самооценку.[4]

Материалами для рисования на воде, прежде всего, служат  краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду (подходит детям с аллергией), набор кистей из натурального волоса, длинный и заостренный с одного конца предмет, например, деревянная шпажка или бамбуковая палочка, гребень, специальный загуститель для воды.[3]

Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами.

Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке.«Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам, которые упрощают творческий процесс, отключают анализ деятельности, избавляет от внутренних преград,помогают обрести внутреннюю гармонию и проявить индивидуальность,раскрывает ваши творческие способности.  У детей  занятия правополушарным рисованием повышают интерес к ученой деятельности, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. В эбру-терапии целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение. Он позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании.[5]

Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Арт - терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в развитии и подготовке ребёнка к современной жизни семье, в детском саду и школе.[1]

Эбру–терапия позволяет  работать со страхами, тревожностью,  замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять  напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания), происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.

 

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования.Главное, научить ребенка полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат, ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.

В работе с детьми эбру:

·       является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческогоначала;

·       помогает научиться чувствовать, понимать и творить красоту, переключиться с интеллектуальной нагрузки на другую активность - созерцание и создание чего-то уникального. Яркие краски на воде поднимают настроение, сотворчество с водой приближает к природе и к себе;

·       позволяет установить доверительный контакт между психологом и ребенком;

·       позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме;

·       создает положительный эмоциональный настрой в группе;

·       облегчает процесс коммуникации со сверстника­ми и  взрослыми.Совместное участие в художественной деятельности способ­ствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

·       позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

·       помогает в коррекции агрессии, так как дает возможность на символическом уровне эк­спериментировать с самыми разными чувства­ми, исследовать и выражать их в социально при­емлемой форме;

·       развивает чувство внутреннего контроля. Занятия стимулируют развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве;

·       способствует творческому самовыражению, раз­витию воображения, эстетического опыта, практи­ческих навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

·       повышает адаптационные способности. Снижает утомле­ние, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

·       эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития;

·       позволяет расслабиться. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству. Здесь нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.

·       развивает чувства внутреннего контроля;

·       развивает цветовосприятие и восприятие форм;

·       развивает концентрацию внимания на собственных ощущениях и чувствах;

·       развивает художественныеспособности и повышают самооценку;

Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.[5]

 

Таким образом, арт-терапевтическая техника эбру интересна, необычна, обладает множеством неоспоримых плюсов, подходит для работы с широким кругом клиентов самого разного возраста и спектром проблем.